Дзен-сад

Дзен-сад или японский сад камней «карэсансуй».

Как только мы слышим слово «сад», как наше воображение рисует нам живописный пейзаж, в преобладающе зеленой цветовой гамме, он включает в себя деревья, кусты, траву и цветы, и какой-нибудь небольшой прудик.

Однако с дзен-садами все совсем иначе. В их создании используют минимальное количество живых растений, ну может быть совсем немного мха или небольшие кустики. Также в таких садах нет водоемов. Только камни, гравий и песок.

 

Карэсансуй или сад в стиле дзен тесно связан с дзен буддизмом, который делает особый акцент на медитирующее-спокойном мировосприятии, созерцании и размышлении о Пути к просветленной жизни.

Можно сказать, что дзен-сад – это эдакое материально-физическое воплощение дзен-буддийской философии. Изначально дзен-садики служили практическими пособиями для более глубокого понимания основных принципов дзен.

В целом дзен буддизм очень часто отождествляют с духом Японии. Скорее всего это связано с тем, что сама суть дзенского мироощущения пронизывает все аспекты японской культуры – от живописи и скульптуры до боевых искусств. Однако истинная история дзена возвращает нас опять в Индию, родину-мать почти всех восточных религий и философий.

По легенде индийский монах по имени Бодхидхарма приехал в Китай примерно в 500 году, с целью распространения слова Будды среди китайского населения. Во время своего путешествия он познакомился с даосизмом, оказавшим бесспорное влияние на становление и распространение буддизма в Китае. К примеру, появилось новое направление, основанное на любви к природе и окружающему миру. Направление называлось чань-буддизм, основной акцент оно делало на занятиях медитацией.

В Японии отдельные виды буддийской медитации практиковались задолго до того, как монахи Эйсай ( в 1186 г.) и Догэн (в 1224 г.) совершили свои путешествия в Китай. Однако, именно после их возвращения из Китая в Японию, дзен превратился в самостоятельное учение.

История возникновения японских дзен-садов камней «карэсансуй», формирование принципов и элементов их создания, связаны с именем священника Мусо Кокуси ( 1275-1351гг.). Именно он считается прародителем и создателем японского сада камней. Кокуси был главным советником первого сёгуна из клана Асикага, Такаудзи Асикага. Кокуси был покровителем нового течения дзен-буддизма и именно благодаря его влиянию на Асикага Такаудзи дзен-буддизм стал одним из ведущих направлений в буддизме.

Работы Мусо Кокуси с садами «карэсансуй» - всемирно известны. Самый яркий пример созданых им дзен-садов – карэсансуй в Рёан-дзи, храме в Киото. Сад привлекает десятки тысяч посетителей из всех уголков планеты. Священник был и живописцем и ландшафтным дизайнером одновременно.

Если говорить о мастерах дзена, то обязательно следует упомянуть и Соами из Дайсин-ин (Киото), он был очень известной и выдающейся личностью. Поэт, художник, искусствовед, ландшафтный дизайнер, мастер икэбаны и чайной церемонии. Во всех своих творческих наставлениях он учил, что каждая светская художественная форма может быть помощником в достижении духовного совершенства. К глубочайшему сожалению, исторических ссылок на его ландшафтные проекты не сохранилось, но как полагают, единый художественный стиль мастера угадывался и в живописи и в садовом искусстве.

Дзен-сады всегда были уникальны, потому что оценивались они как творческое ландшафтное выражение отдельного внутреннего мира мастера. По этой причине любое копирование было строго-настрого запрещено.

Истинное значение карэсансуй должно оставаться в воображении каждого отдельного зрителя и интерпретироваться его собственным духовным видением.

Существует множество воплощений мысли Дзен в японских дзен-садах, и все они согласованы с древней философией.

Камни (иси, яп.). Камни - одна из самых важных составляющих японского сада. Они являются символами великого множества понятий и предметов, в зависимости от своего цвета, формы и структуры. Например, вертикальный камень может трактоваться как небо, а горизонтальный считаться землей. Камни также изображают животных, птиц, растения.

Образные изображения аистов и черепах – это садовые символы здоровья и долголетия. Если дзен-сад отображает определенное реально существующее место, то камни могут быть воплощениями островов, холмов или гор.

Вода (мидзу, яп.). Метафора человеческого возникновения, существования и скитания человеческой Дущи в водовороте перерождений имеет форму воды. Появившись в виде крохотного ручейка, жизнь набирает силу, струится, формирует водопады и водовороты, стремительно несется к морю, чтобы в самом своем конце спокойно в нем раствориться, а затем заново родиться в виде дождя.

В качестве воды в дзен-садах используют песок, гравий, мелкую гальку. Песок укладывают с особенной тщательностью, изображая то легкую рябь воды, то стремительное движение. Белый гравий символизирует водопады. Галька часто отображает маленькие пруды и небольшие озера.

Растения (сёкубицу, яп.). При создании дзен-садов палитра и разнообразие растений сокращены до предельного минимума. Однако осталось несколько растений, выражающих некоторые идеи дзен. Это бамбук, полые стебли которого – отличный пример дзенского принципа «мусин», « чистое сердце» или точнее «Душа без забот». Разум, свободный от установок и мыслей, - не затрагивает сферу эмоций и чувств, и поэтому он открыт, гибок и эластичен (как бамбук) ко всему сущему.

Восточная слива – часто встречающееся растение в японских садах. Она расцветает без листьев, и зачастую тогда, когда еще лежит снег. Слива – это символ возрождения, способности к быстрому восстановлению физического и душевного состояния.

Сосна, называемая в Японии «мицу», созвучна слову «ждать». В дзен-садах она – символ силы, терпения и умения сосредоточенно и спокойно ожидать результат.

Все эти растения зачастую располагают рядом и называют их «Три Друга Зимы».

В дзен-садах используются также некоторые искусственные элементы-дополнения.

Украшения (тэнкэйбуцу, яп.). Здесь речь идет о ступах, статуях, мостах, которые дополнительно акцентируют внимание на основных философских понятиях дзен-буддизма. Ну и конечно нельзя не упомянуть фонари, их в японских садах – великое множество. Части фонаря символично отображают Буддизм в чистом виде. Камень (ходзю, яп.) сверху фонаря – это образ просвещения, некоторые используют вместо камня просвещения цветы лотоса.

Ступы – имеют отношение к связям между живыми и мертвыми Душами. Они как бы указывает на правильный и верный Путь. А чайный бассейн рассматривается, как символ очищения и жизни.

Мосты (хаси, яп.). В самых первых японских садах такие мосты часто вели на центральный остров, называемый «накадзима», который представлял собой Чистую Землю Будды. Проход по мосту символизировал переход из этого мира – в следующий. Мост из скрепленных друг с другом дощечек – символ буддийского восьмеричного Пути или Пути к Спасению.

С течением времени мосты обрели и даоские характеристики. Мост – это путь, ведущий из мира людей в мир природы. Мост в целом – символ перехода, имеющий многочисленные значения.

Дзен-сады с самого своего зарождения и по сей день являются местами для расслабления, медитации, работы сознания и созерцания одновременно. Они ушли за грань только удовольствия и приобрели глубокий философский смысл.

Дзен-сад воплощает в себе идею дзен-буддизма, погруженную в эстетическо приятную атмосферу.

 

Дзен-сад у вас дома.

Понятно, что не у всех есть возможность создать собственный дзен-сад у себя во дворе и медитировать на него каждый день. Специально для небольших домов, квартир и офисов созданы миниатюрные версии дзен-садиков, набирающие всю большую популярность во всех уголках мира.

Представители европейской цивилизации уже успели убедиться, каким успокаивающим может быть время, проведенное за созданием каменно-песочной композиции из волн, штрихов и кружочков. Это помогает снять накопленный в повседневных делах стресс, гармонизировать баланс инь и ян, увеличить поток положительной жизненной энергии.
Дзен-садик – вещь, которая мало кого может оставить равнодушным. Каждый человек в Душе ребенок! Поэтому практически все способны испытать эти искренние светлые эмоции детской радости, рисуя крохотными грабельками круги и полоски на песке, переворачивая камушки то так, то эдак.

Садики дзен – универсальны и подойдут в подарок любому человеку. Поэтому, если вы мучаетесь с выбором подарка, то мини дзен-садик – это отличный выбор, который понравится каждому.

 

Вернуться в раздел Фен Шуй.

Вернуться на главную страницу.

Новые поступления. Последнее обновление 16 декабря 2017г.

КРУПНОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРОВ ФЕН-ШУЙ! (шкатулки, китайские монеты, статуэтки, талисманы Фен Шуй, символы года, денежные и каменные деревья, песочные часы, фонтаны). - 16 декабря

Этнические товары - крупное поступление (ловцы снов, китайские фонарики, веера, деревянные статуэтки и многое другое). -  16 декабря

Индийские благовония (HEM и SATYA). -  2 декабря

Музыкальные инструменты (барабаны джембе, бубны, маракасы, калимба, диджериду). - 16 декабря

Эзотерические товары (тибетские поющие чаши, хрустальные шары и пирамиды). - 16 декабря

Музыка ветра. - 16 ноября

Аромалампы. - 16 декабря

Аюрведические средства (масла эфирные, маски для волос, скрабы, массажное масло, гель для душа). - 16 декабря

Таро, руны, скатерти для гаданий, мешочки для таро. - 1 ноября

Минералы и украшения из натуральных камней. - 28 октября

Магические свечи. - 21 ноября

Молодежная этническая одежда из Непала (комбинезоны, рубахи, алладинки). - 24 октября

Этнические украшения из Непала. - 11 октября

Бусины Дзи. - 21 ноября

Рамки для биолокации. - 14 ноября

Тёплая одежда из Непала. - 24 октября

Кальяны, бонги, трубки. - 16 декабря

В разделе этнической одежды:

 - индийская национальная одежда - ленга чоли, сари, шальвар-камиз  - 22 октября

 - китайская национальная одежда (платья ципао). - 23 октября

 - костюмы для восточного танца. - 25 октября

 

Услуги по аренде эзотеричиских и этнических товаров.

 

Магазин эзотерики, этники и товаров фэн шуй.