Дзен-сад

Дзен-сад или японский сад камней «карэсансуй».

Как только мы слышим слово «сад», как наше воображение рисует нам живописный пейзаж, в преобладающе зеленой цветовой гамме, он включает в себя деревья, кусты, траву и цветы, и какой-нибудь небольшой прудик.

Однако с дзен-садами все совсем иначе. В их создании используют минимальное количество живых растений, ну может быть совсем немного мха или небольшие кустики. Также в таких садах нет водоемов. Только камни, гравий и песок.

 

Карэсансуй или сад в стиле дзен тесно связан с дзен буддизмом, который делает особый акцент на медитирующее-спокойном мировосприятии, созерцании и размышлении о Пути к просветленной жизни.

Можно сказать, что дзен-сад – это эдакое материально-физическое воплощение дзен-буддийской философии. Изначально дзен-садики служили практическими пособиями для более глубокого понимания основных принципов дзен.

В целом дзен буддизм очень часто отождествляют с духом Японии. Скорее всего это связано с тем, что сама суть дзенского мироощущения пронизывает все аспекты японской культуры – от живописи и скульптуры до боевых искусств. Однако истинная история дзена возвращает нас опять в Индию, родину-мать почти всех восточных религий и философий.

По легенде индийский монах по имени Бодхидхарма приехал в Китай примерно в 500 году, с целью распространения слова Будды среди китайского населения. Во время своего путешествия он познакомился с даосизмом, оказавшим бесспорное влияние на становление и распространение буддизма в Китае. К примеру, появилось новое направление, основанное на любви к природе и окружающему миру. Направление называлось чань-буддизм, основной акцент оно делало на занятиях медитацией.

В Японии отдельные виды буддийской медитации практиковались задолго до того, как монахи Эйсай ( в 1186 г.) и Догэн (в 1224 г.) совершили свои путешествия в Китай. Однако, именно после их возвращения из Китая в Японию, дзен превратился в самостоятельное учение.

История возникновения японских дзен-садов камней «карэсансуй», формирование принципов и элементов их создания, связаны с именем священника Мусо Кокуси ( 1275-1351гг.). Именно он считается прародителем и создателем японского сада камней. Кокуси был главным советником первого сёгуна из клана Асикага, Такаудзи Асикага. Кокуси был покровителем нового течения дзен-буддизма и именно благодаря его влиянию на Асикага Такаудзи дзен-буддизм стал одним из ведущих направлений в буддизме.

Работы Мусо Кокуси с садами «карэсансуй» - всемирно известны. Самый яркий пример созданых им дзен-садов – карэсансуй в Рёан-дзи, храме в Киото. Сад привлекает десятки тысяч посетителей из всех уголков планеты. Священник был и живописцем и ландшафтным дизайнером одновременно.

Если говорить о мастерах дзена, то обязательно следует упомянуть и Соами из Дайсин-ин (Киото), он был очень известной и выдающейся личностью. Поэт, художник, искусствовед, ландшафтный дизайнер, мастер икэбаны и чайной церемонии. Во всех своих творческих наставлениях он учил, что каждая светская художественная форма может быть помощником в достижении духовного совершенства. К глубочайшему сожалению, исторических ссылок на его ландшафтные проекты не сохранилось, но как полагают, единый художественный стиль мастера угадывался и в живописи и в садовом искусстве.

Дзен-сады всегда были уникальны, потому что оценивались они как творческое ландшафтное выражение отдельного внутреннего мира мастера. По этой причине любое копирование было строго-настрого запрещено.

Истинное значение карэсансуй должно оставаться в воображении каждого отдельного зрителя и интерпретироваться его собственным духовным видением.

Существует множество воплощений мысли Дзен в японских дзен-садах, и все они согласованы с древней философией.

Камни (иси, яп.). Камни - одна из самых важных составляющих японского сада. Они являются символами великого множества понятий и предметов, в зависимости от своего цвета, формы и структуры. Например, вертикальный камень может трактоваться как небо, а горизонтальный считаться землей. Камни также изображают животных, птиц, растения.

Образные изображения аистов и черепах – это садовые символы здоровья и долголетия. Если дзен-сад отображает определенное реально существующее место, то камни могут быть воплощениями островов, холмов или гор.

Вода (мидзу, яп.). Метафора человеческого возникновения, существования и скитания человеческой Дущи в водовороте перерождений имеет форму воды. Появившись в виде крохотного ручейка, жизнь набирает силу, струится, формирует водопады и водовороты, стремительно несется к морю, чтобы в самом своем конце спокойно в нем раствориться, а затем заново родиться в виде дождя.

В качестве воды в дзен-садах используют песок, гравий, мелкую гальку. Песок укладывают с особенной тщательностью, изображая то легкую рябь воды, то стремительное движение. Белый гравий символизирует водопады. Галька часто отображает маленькие пруды и небольшие озера.

Растения (сёкубицу, яп.). При создании дзен-садов палитра и разнообразие растений сокращены до предельного минимума. Однако осталось несколько растений, выражающих некоторые идеи дзен. Это бамбук, полые стебли которого – отличный пример дзенского принципа «мусин», « чистое сердце» или точнее «Душа без забот». Разум, свободный от установок и мыслей, - не затрагивает сферу эмоций и чувств, и поэтому он открыт, гибок и эластичен (как бамбук) ко всему сущему.

Восточная слива – часто встречающееся растение в японских садах. Она расцветает без листьев, и зачастую тогда, когда еще лежит снег. Слива – это символ возрождения, способности к быстрому восстановлению физического и душевного состояния.

Сосна, называемая в Японии «мицу», созвучна слову «ждать». В дзен-садах она – символ силы, терпения и умения сосредоточенно и спокойно ожидать результат.

Все эти растения зачастую располагают рядом и называют их «Три Друга Зимы».

В дзен-садах используются также некоторые искусственные элементы-дополнения.

Украшения (тэнкэйбуцу, яп.). Здесь речь идет о ступах, статуях, мостах, которые дополнительно акцентируют внимание на основных философских понятиях дзен-буддизма. Ну и конечно нельзя не упомянуть фонари, их в японских садах – великое множество. Части фонаря символично отображают Буддизм в чистом виде. Камень (ходзю, яп.) сверху фонаря – это образ просвещения, некоторые используют вместо камня просвещения цветы лотоса.

Ступы – имеют отношение к связям между живыми и мертвыми Душами. Они как бы указывает на правильный и верный Путь. А чайный бассейн рассматривается, как символ очищения и жизни.

Мосты (хаси, яп.). В самых первых японских садах такие мосты часто вели на центральный остров, называемый «накадзима», который представлял собой Чистую Землю Будды. Проход по мосту символизировал переход из этого мира – в следующий. Мост из скрепленных друг с другом дощечек – символ буддийского восьмеричного Пути или Пути к Спасению.

С течением времени мосты обрели и даоские характеристики. Мост – это путь, ведущий из мира людей в мир природы. Мост в целом – символ перехода, имеющий многочисленные значения.

Дзен-сады с самого своего зарождения и по сей день являются местами для расслабления, медитации, работы сознания и созерцания одновременно. Они ушли за грань только удовольствия и приобрели глубокий философский смысл.

Дзен-сад воплощает в себе идею дзен-буддизма, погруженную в эстетическо приятную атмосферу.

 

Дзен-сад у вас дома.

Понятно, что не у всех есть возможность создать собственный дзен-сад у себя во дворе и медитировать на него каждый день. Специально для небольших домов, квартир и офисов созданы миниатюрные версии дзен-садиков, набирающие всю большую популярность во всех уголках мира.

Представители европейской цивилизации уже успели убедиться, каким успокаивающим может быть время, проведенное за созданием каменно-песочной композиции из волн, штрихов и кружочков. Это помогает снять накопленный в повседневных делах стресс, гармонизировать баланс инь и ян, увеличить поток положительной жизненной энергии.
Дзен-садик – вещь, которая мало кого может оставить равнодушным. Каждый человек в Душе ребенок! Поэтому практически все способны испытать эти искренние светлые эмоции детской радости, рисуя крохотными грабельками круги и полоски на песке, переворачивая камушки то так, то эдак.

Садики дзен – универсальны и подойдут в подарок любому человеку. Поэтому, если вы мучаетесь с выбором подарка, то мини дзен-садик – это отличный выбор, который понравится каждому.

 

Вернуться в раздел Фен Шуй.

Вернуться на главную страницу.

Новые поступления. Последнее обновление 14 ноября 2019 г.

КРУПНОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРОВ ФЕН ШУЙ! (символы 2019 года, китайские монеты, статуэтки, талисманы Фен Шуй, денежные деревья, деревья счастья). - 7 ноября

Магические свечи из воска. - 14 ноября

Минералы и украшения из натуральных камней. - 23 октября

Тибетские поющие чаши. -  13 октября

Этнические товары - (ловцы снов, китайские фонарики, веера настенные, деревянные статуэтки из Африки и многое другое). -  12 ноября

Индийские благовония (HEM и SATYA). -  14 ноября

Музыкальные инструменты (барабаны джембе, бубны, маракасы, калимба, диджериду). - 18 сентября

Эзотерические товары (хрустальные шары и пирамиды, ракушки). - 2 ноября

Музыка ветра. - 2 ноября

Аромалампы. - 4 ноября

Аюрведические средства. - 11 августа

Таро, руны, скатерти для гаданий, мешочки для таро. - 13 сентября

Магические свечи. - 14 ноября

Молодежная этническая одежда из Непала (комбинезоны, рубахи, алладинки). - 2 августа

Бусины Дзи. - 5 ноября

Рамки для биолокации. - 23 октября

Тёплая одежда из Непала. 

Кальяны, бонги, трубки. - ожидается в ближайшие дни

В разделе этнической одежды:

 - индийская национальная одежда - ленга чоли, сари, шальвар-камиз  - 19 августа

 - китайская национальная одежда (платья ципао). - 6 августа

 - костюмы для восточного танца. - 7 августа

Наборы для чайной церемонии - 11 ноября

 

Магазин эзотерики, этники и товаров фэн шуй.